Объект осмотра: Строящийся ленточный фундамент, расположенный по адресу: г. Калининград, СНТ Дружба-Девау
Метод осмотра: Визуальный и измерительный контроль (не разрушающий метод осмотра)
На момент осмотра производился монтаж опалубки под фундамент. Согласно проектной документации, представленной Заказчиком, запроектирована конструкция свайно-ростверкового фундамента. Однако в ходе визуального осмотра строительной площадки признаков устройства буронабивных или забивных свай не обнаружено. В соответствии СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты», сваи являются обязательным несущим элементом свайно-ростверковых конструкций и должны быть выполнены до начала устройства ростверка. Отсутствие свай может повлечь перераспределение нагрузок и неравномерную осадку, что существенно снижает несущую способность основания и может привести к деформациям конструкции в процессе эксплуатации.
В ходе осмотра основания под ростверк с применением динамического плотномера выявлено отсутствие следов послойного уплотнения грунта. Основание представляет собой влажную смесь песка и грунта с выраженными признаками переувлажнения и неоднородности. Следов механической трамбовки не зафиксировано. В соответствии с СНиП 3.02.01-83 “Основания и фундаменты” основание под фундаментные конструкции должно быть уплотнено послойно до коэффициента уплотнения не менее 0,98. Отсутствие уплотнения приводит к рискам неравномерной осадки и снижению несущей способности основания. Дальнейшее бетонирование без устранения выявленного нарушения недопустимо.
В ходе инструментального контроля линейных размеров ростверка (включая длины сторон и диагонали) отклонения от проектных значений зафиксированы в пределах допустимых норм.
В ходе осмотра установлено, что армокаркас ростверка не имеет заводских фиксаторов защитного слоя («стульчиков»). Вместо этого в конструкции используются подручные материалы: камни, осколки кирпича, тротуарная плитка и строительный мусор, что категорически недопустимо. Кроме того, в ряде участков арматура не имеет подкладок вовсе, либо опирается на неустойчивое основание, что приводит к провисанию арматурных прутков. Согласно требованиям СП 52-101-2003 и СП 70.13330.2012, защитный слой бетона до арматуры в фундаментах должен обеспечиваться посредством заводских фиксаторов (из пластика или бетона), а его толщина должна быть не менее 40 мм при контакте с грунтом. Нарушение этого требования может привести к оголению арматуры, снижению долговечности конструкции, ускоренной коррозии и потере несущей способности. Рекомендуется полностью демонтировать армокаркас, выполнить монтаж заново с применением нормированных фиксаторов нужной высоты и соблюдением толщины защитного слоя.
В ходе нивелирования верхней кромки опалубки ростверка установлены следующие отметки: • передний правый угол — 0.65 м; • дальний правый угол — 0.65 м; • дальний левый угол — 0.58 м; • передний левый угол — 0.56 м. Максимальное отклонение составило 9 см, что превышает допустимые нормы. Допустимое отклонение по отметке верха фундамента при контроле нивелированием не должно превышать 20 мм на все здание, при этом отдельные участки должны быть выдержаны в пределах ±10 мм. Зафиксированные отклонения свидетельствуют о нарушении технологии выставления опалубки и отсутствии контроля на этапе монтажа. Нарушение геометрии приводит к неравномерной толщине защитного слоя бетона, провисанию арматуры и риску снижения несущей способности конструкции. До начала бетонирования требуется обязательная корректировка высотных отметок по всему периметру.
В ходе осмотра установлено, что продольные нижние стержни арматуры не связаны между собой поперечными элементами, в результате чего отсутствует пространственная жесткость каркаса по нижнему поясу. Конструкция удерживается только вертикальными стержнями и точечными перевязками, что не соответствует требованиям к пространственным армирующим каркасам фундаментов. Согласно СП 70.13330.2012, арматурные каркасы фундаментов должны быть собраны с обеспечением жёсткости, геометрической неизменяемости и фиксации всех рабочих стержней. Отсутствие связей между продольными прутами приводит к смещению арматуры при укладке бетона, нарушению положения в теле конструкции и снижению расчетной несущей способности. Рекомендуется произвести полную довязку нижнего пояса арматуры по всей длине с шагом согласно проекту, но не реже 30–40 см.
В процессе осмотра установлено, что нахлесты продольной арматуры выполнены в одной плоскости, с совмещением стыков на одной линии, что противоречит нормативным требованиям. Продольные стыки арматуры должны располагаться вразбежку (в шахматном порядке), с расстоянием между центрами стыков не менее 1,3 длины нахлеста. Размещение всех нахлестов по одной линии существенно снижает прочность армокаркаса, создает концентрированную зону ослабления и может привести к разрушению сечения в этой зоне при эксплуатации. Кроме того, это нарушает требования по равномерному распределению усилий в ростверке. Рекомендуется демонтировать участок с нарушением, перераспределить нахлесты с соблюдением шахматного порядка и обеспечить нормативную длину соединения.
На связи с Вами, Александр Пулатов.
Узнавайте первыми о новых публикациях, розыгрышах, акциях и полезных советах:
✔️Группа в ВК
✔️Канал в Телеграме